НЕВНИМАНИЕ К СМЕРТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОТЕРАПИИ

Фрейду До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта исследования имела лишь феномен сознания, что не давало возможности постичь скрытые мотивы поведения и особенностей человека, а следовательно и более глубинное изучение структуры личности, Фрейд встал перед необходимостью исследования природы психического, в том числе и тех пластов психики, которые не вписывались в представление о"сознательном". Исходя из этих задач и предпосылок исследования, Фрейд и пришел к заключению о том, что человеческая психика представляет собой некий сложный конгломерат, состоящий из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы. Фрейд, ставя перед собой задачу выявления содержательной стороны бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое,"латентное" бессознательное, то есть то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем"всплыть" в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, то есть те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. Вырабатывая психоаналитические представления о бессознательном, Фрейд подобно мыслителям прошлого ставит вопрос о том, каким образом человек может судить о том, что скрыто от его сознания. И если философы говорили о том, что невозможно определять то, что мы не осознаем, то Фрейд достаточно решительно кладет учение о бессознательном в основу своих теоретических постулатов о психической жизни человека. В отличие от умозрительных рассуждений философов он пользуется конкретным материалом, полученным из внимательных клинических наблюдений над пациентами, страдающими неврозом.

ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОАНАЛИЗ

Фрейд определил данное понятие следующим образом: Согласно теории психоанализа , каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путём максимально возможного уменьшения его напряжения. Классическая дуалистическая теория влечений З. Фрейда[ править править вики-текст ] Разработкой теории влечений Фрейд занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Развитие его взглядов по данной проблеме отражено в ряде работ и позднее получило название первой и второй дуалистической теории влечений драйвов.

смерти неизлечимо больной Фрейд никогда не упоминал Танатос в практически всех пациентов и ввел в психоанализ понятие о Танатосе. У длительное время культивируемого церковью, а затем и медициной, страха .

Танатос в психологии В ХХ веке философские идеи Шопенгауэра и биологическая теория Вейсмана позволила сформировать образ смерти и неких ее сил. Дать ответ на вопрос, что такое танатос в психологии, пытались видные психоаналитики: Представление о понятии и определение термина ввел австрийский психиатр Вильгейм Штекель. Борьба живого и смертного, агрессии и деструкции фундаментальна. Она является основой существования человека и его психической деятельности. Эти два противоборствующих явления дуальны и носят в психологии имена греческих богов.

Эрос и Танатос по Фрейду Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд противопоставлял два влечения, инстинкта — жизни и смерти. Волю к первой выражает Эрос — инстинкт самосохранения и сексуальности. Танатос по Фрейду так же силен и функционирует на основе энергии либидо. Он может быть двух видов: Направленным на людей и различные предметы, и тогда он имеет форму деструктивных действий, например, вандализм, садизм и пр. Направленным на себя самого.

Такой инстинкт выражается в мазохизме и попытках самоубийства. Фрейд подчеркивал, что в психике происходит постоянная борьба между двумя влечениями.

Билет №2: Теория З. Фрейда и ее значение

Связь между либидо и страхом. Сексуальный объект — то на что направлено влечение; Сексуальная цель - действие, на совершение которого влечение толкает; Результат - достижение удовлетворения; Источник влечения — побуждения. Либидо направляет сексуальную деятельность человека и позволяет описывать в экономических терминах протекающие в психике человека процессы, в том числе связанные с невротическими заболеваниями. Инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос.

Первоначально для описания влечений Фрейд взял представления древних о голоде и любви.

Человеку, по З. Фрейду, присущ инстинкт смерти (Танатос), противоположный Можно сказать, что он исключал из спектратанатических чувств страх.

Концепция Зигмунда Фрейда и отношение к инстинкту смерти современных психоаналитиков До чего нельзя долететь, надо дойти хромая. Изначально для Фрейда существовал только принцип удовольствия , под которым он понимал исключительно сексуальное удовольствие, которым, по его мнению, и руководствуется, сознательно или бессознательно, человек в своей жизни.

Агрессию же Фрейд включал в качестве составной части сексуального инстинкта: В этом высказывании Фромм видит сомнения Фрейда, что он всегда колебался в праве признания агрессии в качестве самостоятельного инстинкта. Фрейд принимается за тематику смерти только десятилетие спустя после публикации упомянутых работ его учеников. Мечом Фрейду послужил его постулат о существовании инстинкта смерти.

Глава 17. Эрос и Танатос

Его влияние на атмосферу нашей эпохи, на науку и искусство, на гуманитарное и позитивное знание, на повседневную практику и общественные институты, наконец, на самосознание человечества ХХ века - беспрецедентно. Едва ли кто из героев-идолов текущего столетия имел и продолжает иметь столь широкий и оглушительный резонанс. Без Фрейда немыслим ХХ век, без него структура человеческого знания была бы совсем иной: Его работы порождали массу споров, по каждому теоретическому положению Фрейда выдвигались неопровержимые контраргументы специалистов, что - парадоксальная ситуация - совсем не уничтожало и не девальвировало их в глазах современников и не мешало их утверждению в качестве очевидных истин, в том числе и в ученом мире.

Сначала – тезисы: 1) Учение о влечении к смерти превращает Фрейд отказывается от «всесексуальности» психоанализа и описывает жизнь.

, . .

Эрос и Танатос

Вернуться к списку статей Автор: И Другая пациентка, отец которой был владельцем похоронного бюро, так описывала свою тяжелую тревогу: Я боялась, что проснусь, когда они будут бальзамировать меня. У меня есть это странное чувство надвигающейся смерти.

от Танатоса, стремление к продолжению жизни и страх смерти. Зигмунда Фрейда и результатом его многолетних исследований.

Одной из наиболее оригинальных концепций является тезис Фрейда о влечении к смерти. Он содержит возможное объяснение проблем человеческой цивилизации, субъективного страдания, групповой агрессивности и саморазрушения. Современные ученые рассматривают влечение к смерти как плод человеческой фантазии. Фрейд же пытался найти объяснение. Причину, побуждающую человека разрушать себя и мир вокруг себя. Несмотря на всю трагичность смерти, это явление достаточно банально.

Предсказуемая и абсолютно неизбежная предопределенность. Смерть банальна потому, что всю когда-либо заканчивается именно ею. Равновесие жизни и смерти — установленный порядок. Смерть стоит перед нами, как нечто неминуемое, ее нельзя отменить, от нее не спрятаться. Это заложенный в нас внутренний суицидальный импульс, который существует раньше, чем желание убивать.

Тест для проверки знаний по усвоению материала учебного пособия

Статьи по психологии Современная психология Психоанализ Основоположником психоанализа является австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд. Теория психоанализа Фрейда основана, в первую очередь, на принципах детерминизма и иррациональности. Принцип детерминизма выражается в том, что все психические явления человека зависят от факторов, их порождающих, т.

Либидо — сексуальная энергия, Танатос — энергия смерти. Энергия может направляться на два объекта: Количество энергии ограничено, если она направляется в одну область, то её не хватает в другой.

страха смерти для развития человека и становления его личности. О. Ранк , П. Тиллих, Г. Фейфел, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, Дж. Хэлифакс, Е. Шнейдман, Э. Эриксон, . вая роль Танатоса в жизни человека и истории чело.

Т ТАБУ — запрещение какого-либо действия, налагаемое на человека в силу особого рода предписаний, исходящих из существующих культурных традиций, религиозных обычаев, этических и социальных норм. С древних времен табу обладает двойственностью, обусловленной тем, что за запретом стоит нечто такое, которое одновременно является святым, превышающим обычное и опасным, нечистым, жутким. В психоанализе проблема табу рассматривается с точки зрения исследования бессознательной части индивидуальной души.

Подобное видение табу нашло отражение в работе З. Практика психоанализа показывает, что среди пациентов встречаются такие больные, которые создали себе индивидуальные запрещения и педантично их выполняют. Дело в том, что навязчивые запрещения приводят к серьезному воздержанию и ограничениям в жизни, подобно запретам табу. В конечном счете сходство симптомов невроза навязчивых состояний и обычаев табу выражается, по мнению основателя психоанализа, в следующих пунктах: Как индивидуальны запреты современных пациентов, так и табу древних людей не осознаются.

Их мотивировка является бессознательной. Табу представляет собой древний запрет, извне наложенный на поколение примитивных людей, то есть насильственно навязанный этому поколению предыдущим. Любой запрет касался деятельности, к которой у человека имелась значительная склонность.

Извне вовнутрь:

Двое немолодых мужчин, старые друзья, обсуждают тяжелое душевное состояние одного из них. Прошло уже несколько месяцев после развода, совершившегося по инициативе жены, а человеку никак не удается прийти в себя. Он полностью деморализован, растерян. Временами он опасается за свой рассудок. И тот согласно кивает головой:

Причиной панических атак довольно часто является страх смерти. Нам сложно принять факт неизбежности собственной смерти и уже случившей Первоначально Фрейд полагал, что основополагающим мотивом велению своей души, не ограничивая жизнь эросом и танатосом.

Инкорпорация смерти в жизнь обогащает жизнь, освобождает людей от удушливого гнета банальности, позволяет им жить более осмысленной и подлинной жизнью. Полное осознание смерти может дать толчок к кардинальным личностным изменениям. В то же время смерть — базисный источник тревоги, ею наполнен наш внутренний опыт, и мы защищаемся от нее посредством ряда личностных динамик. Однако, несмотря на эти более чем достаточные основания, психотерапевты редко говорят о смерти.

Смерть не замечается, и не замечается самым вопиющим образом, почти во всех областях профессиональной сферы, связанной с психическим здоровьем, — в теории, фундаментальных и клинических исследованиях, клинической практике. Единственное исключение составляет сфера, где смерть невозможно игнорировать: Статьи о смерти появляются в психотерапевтической литературе лишь эпизодически, обычно во второ— или третьеразрядных журналах и по форме представляют собой описания случаев.

В клинических описаниях встречаются три стратегии обращения с темой смерти. Так обстоит дело, например, в описаниях случаев у Фрейда, чему я приведу короткие свидетельства.

Как убрать страх смерти

Posted on